МКОУ "Бутиковская СОШ"
Тульская область, Заокский район, п. Бутиково, ул.Новая, д.6
  • Функциональная грамотность

    Что такое "функциональная грамотность школьников" и как её развить?

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненных ситуаций: умения читать, писать и считать. 

    За следующие 50 лет функциональная грамотность приобрела большую значимость. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. Также не обойтись без умения критически и креативно мыслить, работать в команде. 

    Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Современный ребенок должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.  

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    Давно не секрет, что на рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

    Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью

     успешно решает разные бытовые проблемы;

    умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

    использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

    выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

    Составляющие функциональной грамотности

      читательская грамотность;

       естественнонаучная грамотность;

    математическая грамотность;

       финансовая грамотность;

      креативное мышление;

       глобальные компетенции.

    Формирование функциональной грамотности в начальной и основной школе

    Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.   

    В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

    Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

    Правила функциональной грамотности

      учебный процесс должен быть привязан к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;

    задания должны соответствовать возрасту обучающихся;

      системность и взаимосвязь знаний и факторов.

     учебный процесс должен быть привязан к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;

    задания должны соответствовать возрасту обучающихся;

     системность и взаимосвязь знаний и факторов.

     учебный процесс должен быть привязан к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;

     задания должны соответствовать возрасту обучающихся;

    системность и взаимосвязь знаний и факторов.

     процесс обучения должен быть привязан к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;

     задания должны соответствовать возрасту обучающихся;

     системность и взаимосвязь знаний и факторов.

    • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
    • соответствие возрасту обучающихся;
    • системность и взаимосвязь знаний и факторов.
    • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
    • соответствие возрасту обучающихся;
    • системность и взаимосвязь знаний и факторов.
    • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
    • соответствие возрасту обучающихся;
    • системность и взаимосвязь знаний и факторов.
    • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
    • соответствие возрасту обучающихся;
    • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

    Полезные ссылки

    Федеральный уровень

    Региональный уровень

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности. 

    Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными нау-ками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.   

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. 

    Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности. 

    Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными нау-ками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.   

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. 

    Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie